1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе педагога МБДОУ «Детский сад №11
«Колобок» (далее по тексту ДОУ) разработано на основании Федерального закона от
29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 6 марта
2019 г; в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России
№1155 от 17 октября 2013г; Приказом Министерства образования и науки РФ № 1014 от
30 августа 2013г «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о рабочей программе педагога ДОУ устанавливает цели и задачи
рабочей программы, разработанной с учетом ФГОС дошкольного образования,
технологию разработки, структуру, требования к содержанию и оформлению рабочих
программ, регламентирует рассмотрение и утверждение рабочих программ, а также
изменения и дополнения в программах и их хранение в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. Рабочая программа – нормативный документ дошкольного образовательного
учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности,
разработанный на основе основной общеобразовательной программы ДОУ, составленной
в соответствии с утвержденным Положением об основной образовательной программе
ДОУ, и реализуемой дошкольным учреждением применительно к конкретной возрастной
группе, с учетом Федерального образовательного стандарта дошкольного образования
(ФГОС ДО), национально – регионального и локального компонентов.
1.4. Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы ДОУ,
разрабатывается педагогами всех возрастных групп, а так же специалистами детского сада
и включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности.
1.5. Согласно настоящему Положению в рабочей программе воспитателя и иных
педагогов ДОУ определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной
возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного
процесса с целью получения результата.
1.6. Рабочая программа разрабатывается по следующим образовательным областям:
•«Физическое развитие»;
•«Социально-коммуникативное развитие»;
•«Познавательное развитие»;
•«Речевое развитие»;
•«Художественно - эстетическое развитие».
1.7. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников,
выполняющих обязанности в дошкольном образовательном учреждении.
1.8. Воспитали ДОУ, работающие в одной группе совместно разрабатывают рабочую
программу для контингента воспитанников этой группы.. Педагог-психолог, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре разрабатывают рабочую программу на
каждую возрастную параллель с учетом особенной контингента воспитанников.
1.9. Рабочая программа составляется педагогом на учебный год.
1.10. Проектирование содержания образования осуществляется педагогическими
работниками в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и авторским
видением.
1.11. За полнотой и качеством реализации рабочей программы осуществляется
должностной контроль со стороны заведующего и старшего воспитателя дошкольного
образовательного учреждения.
2. Функции, цели и задачи рабочей программы
2.1. Цель рабочей программы педагога - адаптация содержания форм, методов
педагогической деятельности к условиям ДОУ (особенности развития детей,
формирование возрастных групп, нестандартность индивидуальных результатов обучения
и воспитания).
2.2. Рабочая программа выполняет следующие основные функции:
•нормативную (рабочая программа – документ, на основе которого осуществляется
контроль за прохождением программы);
•информационную (рабочая программа - позволяет получить представление о целях,
содержании, последовательности изучения образовательной программы);
•методическую (определяет пути достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дошкольного образования, используемые методы,
образовательные технологии);
•организационную (рабочая программа определяет основные направления деятельности
педагога и воспитанников, формы их взаимодействия, использование средств обучения).
2.3. Задачи рабочей программы:
•дать представление о практической реализации компонентов Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
•определить содержание, объем и порядок изучения образовательной области с учетом
целей, задач, специфики образовательного процесса дошкольного образовательного
учреждения и контингента воспитанников.
2.4. Рабочая программа регламентирует деятельность воспитателей, специалистов и
воспитанников дошкольного образовательного учреждения в ходе образовательного
процесса по конкретной образовательной программе.
2.5. Рабочая программа:
•конкретизирует цели и задачи изучения определенного раздела программы;
•определяет объем и содержание учебного материала, умений и навыков, которыми
должны овладеть воспитанники дошкольного образовательного учреждения;
•оптимально распределяет учебное время по темам;
•способствует совершенствованию методики проведения занятий;
•активизирует познавательную деятельность воспитанников дошкольного
образовательного учреждения, развитие их творческих способностей;
•отражает специфику региона Российской Федерации;
•применяет современные образовательные и информационные технологии.
3. Технология разработки рабочей программы
3.1. Разработка содержания рабочей программы педагога должна отвечать ведущему
критерию — соответствие современному содержанию и технологиям дошкольного
образования, основным направлениям личностно-ориентированного взаимодействия с
воспитанниками ДОУ, принципам, заложенным в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
3.2. Рабочая программа должна отвечать следующим характеристикам:
•Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и
последовательности действий для реализации цели;
•Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
•Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного
образования детей;
•Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать
эффективные решения;
•Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных
условиях позволят получить максимально достижимый результат;
•Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения
соответствующих способов их проверки;
•Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на
возникающие отклонения и изменения.
3.3. Основной характеристикой рабочей программы педагога ДОУ являются развивающий
характер, учет возможностей самовыражения воспитанников, комплексный и
интегрированный подход к содержанию, сочетание коллективных и индивидуальных
форм педагогической деятельности, показатели результативности освоения детьми того
или иного уровня содержания.
3.4. Рабочая программа разрабатывается педагогическими работниками (специалистами)
на основе образовательной программы с учетом приоритетного направления
предоставления образовательных услуг в соответствии с ФГОС дошкольного образования
по следующим областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие» на каждую группу на один учебный год.
3.5. Проектирование содержания дошкольного образования на уровне отдельной
образовательной области осуществляется индивидуально каждым педагогом ДОУ в
соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением
содержания образовательной области. Должно обеспечивать развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по
основным направлениям развития.
3.6. Рабочая программа должна:
•четко определять ее место в образовательной программе дошкольного образования,
задачи;
•реализовать системный подход в отборе программного материала;
•конкретно определить требования компетентностям;
•рационально определить формы организации образовательного процесса с учетом
возрастных особенностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.7. Воспитатель и иные педагоги ДОУ разрабатывают свои рабочие программы с учетом
выполнения требований настоящего Положения о рабочей программе педагогического
работника дошкольного образовательного учреждения.
3.8. Допускается разработка рабочей программы творческой группой педагогов ДОУ.
Данное решение должно быть принято коллегиально на Педагогическом совете и
утверждено приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
4. Структура рабочей программы педагога ДОУ:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Перспективный план работы на год.
4. Учебно- тематический план работы на месяц, неделю (по мере продвижения по
учебному году).
5. Планы работы на день (также прикладываются ежедневно по мере продвижения по
учебному году).
6. План работы с родителями.
7. Методические материалы (разработки праздников, материалы для работы с родителями,
материалы для проведения педагогической диагностики и пр.
8. Результаты педагогической диагностики, мониторинговые исследования и др.
5. Требования к содержанию рабочих программ
5.1. Титульный лист должен содержать:
•название рабочей программы;
•наименование дошкольного образовательного учреждения, в котором работает
педагогический работник – составитель рабочей программы;
•ФИО и должность заведующего дошкольным образовательным учреждением,
утвердившего рабочую программу;
•возрастную категорию воспитанников ДОУ, для которой разработана данная программа;
•сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков);
•сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена);
•название населенного пункта, в котором находится дошкольное образовательное
учреждение;
•год составления рабочей программы.
5.2. Оглавление:
- Содержание и нумерация страниц.
5.3. Перспективный план работы на год.
- Каждый разработчик рабочей программы вправе выбрать свою форму перспективного
плана, разработанного в соответствии с принципом комплексно-тематического
планирования.
- Варианты перспективного планирования: содержание, формы, методы, приемы,
прогнозируемые результаты, условия реализации рабочей программы, тем самым
представляя целостный, законченный вариант предъявления и оформления основного
содержания рабочей учебной программы.
5.3.Учебно-тематический план
- В данном разделе необходимо представить количество видов непосредственно
образовательной деятельности с учетом рекомендаций Примерной образовательной
программы и Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
- В том случае, если содержание рабочей программы педагога реализуется не только в
процессе НОД, но и в процессе совместной деятельности с воспитанниками,
рекомендуется включить в УТП другие формы организации педагогического процесса.
- Аналогично включаются в учебно-тематический план любые другие формы организации
детской деятельности с учетом их распределения по часам или без него (дополнительное
образование).
- В рабочую программу педагога необходимо включить учебно-тематический план той
возрастной группы, по которой составляется сама рабочая программа.
5.4. Планы работы на день.
-План работы на день ведется по утвержденной сетке.
5.5. План работы с родителями включает в себя:
5.5.1.Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а
также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное
направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей
дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое
сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах
дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись
совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, учитель-логопед,
воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
медицинская сестра).
5.5.2.Организационно-педагогическая деятельность:
- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских
собраний и т.д.);
- тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары,
творческие группы.
5.5.3.Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей
необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все
условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать
родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
5.5.4.Вовлечение родителей в творческий процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);
- совместное участие с родителями в семейных концертах.
5.5.5.Формы работы :
Традиционные:
Анкетирование родителей
Памятки
Буклеты
Родительское собрание.
День открытых дверей.
Консультации (тематические и индивидуальные).
Семейные праздники.
Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).
Папки – передвижки.
Выставки совместного творчества.
Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные
Сайт детского сада.
Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).
Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.
5.6. Методические материалы.
5.6.1. Информационно-методическое обеспечение рабочей программы педагога ДОУ
предполагает информацию об обеспеченности программы всем необходимым
материалом, оборудованием, техническими и иными средствами обучения.
5.6.2. Для полноты восприятия и проектирования необходимых условий реализации
рабочей учебной программы уместней представлять материал в таблице, что позволит
целостно увидеть информационно-методическое обеспечение, которое необходимо для
реализации самой программы.
5.6.3. Информационно-методическое обеспечение программы можно представлять и в
других формах схематического изображения: «спирали», «планетарной» модели и т. д. (в
зависимости от структуры программы и ее содержания). Если в перспективном
планировании содержания программы предусмотрен раздел описания информационнометодического обеспечения, то отдельно выводить данную структурную единицу
программы представляется нецелесообразным.
6. Требования к оформлению рабочих программ
6.1. Набор текста производится в текстовом редакторе MicrosoftWord одной стороны
листа формата А4, тип шрифта: TimesNewRoman, размер - 12 (14) пт.
6.2. Оформление титульного листа:
•название рабочей программы – по центру;
•наименование дошкольного образовательного учреждения, в котором работает
разработчик (или составитель) рабочей программы – по центру вверху страницы;
•ФИО и должность руководителя образовательного учреждения, утвердившего рабочую
программу – в шапке в правом верхнем углу;
•возрастную категорию детей, для которой разработана данная программа;
•сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков);
•сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена);
•название населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение – по
центру внизу страницы;
•год составления рабочей программы – по центру внизу титульной страницы.
6.3. По контуру листа задаются поля:
•левое - 30 мм;
•правое -1,5 мм.
•верхнее и нижнее - 20 мм.
6.4. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.
7. Рассмотрение и утверждение рабочих программ в ДОУ
7.1. Рабочие программы рассматриваются на Педагогическом совете дошкольного
образовательного учреждения.
7.2. Рабочие программы педагогов разрабатываются и рекомендуются к реализации до
конца учебного года в указанных возрастных группах.
7.3. Педсовет, осуществляющий деятельность в соответствии с Положением о
педагогическом совете ДОУ, выносит свое решение о соответствии рабочей программы
существующим требованиям и Уставу дошкольного образовательного учреждения.
7.4. Утверждение рабочих программ заведующим детским садом осуществляется до 10
сентября текущего учебного года.
7.5. Оригиналы рабочих программ, утвержденные заведующим ДОУ, находятся у
воспитателя. Копи у заведующего МБДОУ в файлах на рабочем столе компьютера.. В
течение учебного года заведующий осуществляет должностной контроль реализации
рабочих программ.
8. Изменения и дополнения в рабочих программах
8.1. Рабочие программы являются документами, отражающим процесс развития
дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Рабочие программы могут изменяться, однако воспитанники ДОУ, начавшие изучение
учебного предмета по рабочей программе конкретного года разработки, должны
завершать обучение по данной рабочей программе на соответствующей ступени
образования.
8.3. Основания для внесения изменений:
•предложения педагогов по результатам работы в текущем учебном году;
•обновление списка литературы;
•предложения Педагогического совета, администрации дошкольного образовательного
учреждения.
8.4. По решению Педагогического совета к рабочим программам может прикладываться:
•календарно-тематическое планирование;
•методические разработки по проведению различных форм организации воспитательнообразовательного процесса с указанием целей, задач, хода проведения, ожидаемых
результатов и образцов их оформления и т.д.
8.5. Дополнения и изменения к рабочим программам педагогических работников
дошкольного образовательного учреждения могут вноситься ежегодно перед началом
нового учебного года. Изменения вносятся в рабочие программы в виде вкладыша
«Дополнения к рабочим программам».
8.6. При накоплении большого количества изменений рабочие программы
корректируются в соответствии с накопленным материалом.
9. Контроль
9.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом дошкольного
образовательного учреждения.
9.2. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на
воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Ответственность за контроль полноты реализации рабочих программ возлагается на
заведующего дошкольного образовательного учреждения.
10. Хранение рабочих программ
10.1. Рабочие программы хранятся 4 года у воспитателя, ведущего возрастную группу . в
Группе раннего возраста рабочая программа корректируется на каждый учебный год.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о рабочих программах является локальным нормативным
актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
11.3. Положение о разработке рабочей программы педагога ДОУ принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.11.1 настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.